Труд, образование, здоровье

Тончу Е. Женское предпринимательство в России // Как организовать свое дело. СПб, Общество "Знание" России, 1998. С. 1-32.
 
В начало документа
В конец документа

Тончу Е.

Женское предпринимательство в России


Если ты не можешь быть сосной на вершине холма,

Будь маленьким деревцом в долине, но только самым

лучшим деревцом.

Будь кустарником, если не можешь быть деревом.

Будь травой у дороги и дай отдых усталому путнику,

Если не можешь быть кустиком.

Если ты не можешь быть китом,

будь самым красивым окунем в озере !

Если мы не можем быть капитаном, кто-то должен

быть и матросом.

Для всех найдется работа на корабле жизни,

только найди свое дело.

Если ты не можешь быть широкой дорогой,

будь узенькой тропинкой.

Если ты не можешь быть солнцем,

будь звездой в небе.

Только найди себе дело и старайся стать

самым лучшим.

Д.Мэллох

Женщина и бизнес. Более пяти лет эта тема является центральной в моей профессиональной деятельности.

На сегодняшний день имеется огромный арсенал методической литературы, научно разработанных программ по курсу менеджмента и маркетинга, цель которых научить эффективно работать и добиваться успеха в своем деле.

За период утверждения себя в бизнесе, развития и становления своего дела пришлось и приходиться изучать научную литературу и нормативные документы. Но, на личном опыте я убедилась, что это похоже на обучение балету по книге. Жизнь доказывает, что даже самые способные не смогли бы танцевать, если бы не проделывали "па" сотни раз. Еще один важный аспект, который я открыла для себя и который считаю одним из основных моментов предпринимательства, это - личность предпринимателя. Известно, что личность - это сочетание врожденных способностей, качеств и навыков, которые определяются воспитанием, образованием и жизненным опытом.

За океаном в течение последнего десятилетия проводились обширные исследования и написаны многочисленные труды по вопросам деятельности и значимости женщины в бизнесе. У нас все происходит в более скромных масштабах, но очень стремительно. Женский бизнес - это тема, которая приобрела в последние годы в России особое звучание. На страницах российских журналов все чаще пишут о деловых женщинах, владельцах компаний, преуспевающих менеджерах, выдающихся антрепренерах. Появились организации, объединяющие женщин бизнесменов и руководителей компаний. В рамках различных мероприятий проводятся деловые встречи и лекции для женщин, желающих заниматься бизнесом. Наконец комиссия по вопросам улучшения положения женщин при правительстве РФ обсуждала вопрос о предпринимательстве женщин. Вряд ли кто-то станет спорить, что исходная позиция, отправная точка мужчины и женщины в бизнесе не одинакова.

Женское предпринимательство, наряду с общими характеристиками всего предпринимательства, имеет на современном этапе свои отличительные черты. Происхождение собственности и капиталовложений можно разделить на несколько групп.

Первая группа представлена выходцами из номенклатурной cреды, использовавшими свое должностное положение для присвоения государственной собственности. Эта группа имеет наиболее тесные связи с государственным аппаратом.

Вторая группа состоит из выходцев "теневой" сферы экономики, в значительной мере сросшихся со структурами организованной преступности и контролирующих часть чиновников государственного аппарата. Источником собственности является юридически незаконное перераспределение государственной собственности через "скрытые" каналы обмена материальных ресурсов.

Третья группа представлена в основном из инженерно-технической интеллигенции, "разночинцами", начавшими заниматься предпринимательством в 1990-1991 годы. Источником собственности является преобразование государством малых предприятий в товарищества, а также кредиты.

В первом слое женщины не представлены. Во втором они могут встречаться, но чисто номинально, прикрывая чьи-то имена.

Особый интерес представляет третий слой. В нем женщины представлены. Однако виды деятельности в этой группе резко отличаются:

- женщины заняты собственно предпринимательством - производительной работой: производством различных товаров, оказанием услуг, обучением, журнально-издательской деятельностью, сельским хозяйством. Начальным капиталом здесь является либо кредит, либо вложение личных средств.

Другой вид деятельности - коммерция, посреднические операции, перепродажа. Здесь женщины организаторами дела практически не представлены и участвуют либо соучредителями, либо наемными работниками.

Большой приток женщин в предпринимательство начался в конце 1991 года. Но к этому моменту практически все было распределено: производственные и сырьевые ресурсы, невозможен стал кредит.

Конечно, бизнес - это конкуренция, соревнование, борьба, если хотите. Но в данном случае это борьба неравная. Растет дискриминация женщин на рынке труда. Снижение жизненного уровня женщин ведет к ухудшению их здоровья.

В последние годы наблюдается изменение возрастной структуры женской безработицы. Опыт последних лет был своего рода шоком для нашего общества. Возросла численность группы женщин, материальные условия которых стали ниже социального минимума, увеличилось число безработных. Сократился объем услуг, которыми мог пользоваться простой гражданин. Изменилось действующее законодательство, в результате чего многие лишились того, что они считали естественным и очевидным. В этой трудной для всей страны ситуации женщина платит более высокую цену, чем мужчина. Ее политическое, экономическое и общественное положение становится предметом острых политических споров.

Потеря работы для женщин означает не только потерю заработка, но и потерю доступа к жизненно необходимым благам - жилью, медицинскому обслуживанию, детским садам и оздоровительным лагерям, принадлежащим предприятиям, где они работали, семейному отдыху на льготных условиях, различным формам помощи.

Увольнения вызваны, как правило, тем, что предприятия сворачивают производство из-за нехватки сырья, отсутствия финансирования, рынка сбыта, разрыва хозяйственных связей, неплатежей.

Работодатели не скрывают, что женщины - это наименее желанные работники, так как они часто увольняются и в меньшей степени можно распоряжаться их временем, так как у них семья, дети, дом. Таким образом, действующая в прежних экономических условиях сфера социального обеспечения оказалась нефункциональной.

Положение женщин на рынке труда явно менее благоприятно, чем во времена планового хозяйства. Это проявляется в том, что:

-уменьшается число работающих женщин;

-в случае сокращения числа занятых увольняют с работы в первую очередь женщин;

-в числе безработных больше всего женщин;

-меньше предложений о работе для женщин, что приводит к тому, что они преобладают среди людей, которых коснулась длительная безработица;

-работодатели предъявляют к женщинам более высокие требования, чем к мужчинам.

11 - 12 марта 1997 года на 41-й сессии Комиссии ООН по вопросу о статусе женщин, проходящей в Нью-Йорке, говорилось, что Предпринимательскому сектору следует оптимизировать участие женщин в бизнесе, чтобы добиться равного участия женщин и мужчин при найме на работу на всех уровнях и чтобы свести до минимума противоречие между работой, приносящей заработок, и личной жизнью.

В трудном положении на рынке труда находятся в равной степени молодые выпускницы школ и женщины в возрасте.

Постоянно растет число женщин с дипломами окончания учебных заведений, которые на сегодняшний день составляют 1/3 безработных. Среди общего числа безработных дипломированных женщин:

-с высшим образованием - 78,2%;

-со средним специальным - 80,1%;

-с неполным средним - 57,1%.

В 1996 году в Государственную службу занятости обратились более 2,9 млн. женщин, или 54,2 % искавших работу. За 1996 год увеличилась продолжительность периода безработицы у женщин с 6,4 до 7,1 месяца.

На территории Краснодарского края в настоящее время проживает:

-свыше 2,6 млн. женщин или 51% от общей численности населения.

На 1 января 1997 года в крае зарегистрировано:

-38,8 тысяч безработных женщин или 66,6 % от общего числа

безработных.

Наибольший удельный вес безработных женщин отмечен:

Апшеронский район -80,8%;

Отрадненский - 79,9%;

Мостовский - 79,7%;

Анапский - 76,4%;

Ленинградский - 77,7%;

Тимашевский - 76,5%;

Северский - 74,7%;

Кавказкий - 73,5%;

Новопокровский- 73,1%;

в городах : Новороссийск - 77,4%;

Краснодаре- 75,7%;

Туапсе - 70,4%;

Геленджике 70,3%.

Что нужно семье? Во-первых, стабильное и достойное экономическое положение. Возможность для женщины получить работу без какой-то ее дискриминации, возможность получить работу в соответствии с ее потенциалом, которым она обладает. Обязанность властей - предоставить каждой женщине возможность реализовать себя, исключить безработицу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 1996 года № 1032 утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе до 2000 года. Одними из основных пунктов являются:

-подготовка дополнений в Федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации в части поддержки женщин-предпринимателей, а также организаторов семейных предприятий;

-организация серии учебных семинаров "Начни свое дело" по развитию предпринимательской деятельности на основе трудового участия членов семьи.

Женщины составляют и будут составлять до 2000 года почти половину населения в трудоспособном возрасте. Большинство женщин старается предпочитать такой образ жизни, который позволяет совмещать профессиональную работу с семейными обязанностями.

Выход из сложившегося положения в России лежит через преодоление экономического и социального кризиса, политического противостояния, через духовное возрождение, отказ от стереотипов во взглядах на роль женщины. Рыночная экономика, приватизация открывают широкие перспективы для роста общественной активности женщин, интеграции их в процессе происходящих реформ.

Нынешнее развитие событий свидетельствует о том, что женщины все чаще начинают становиться хозяевами и менеджерами мелких и средних предприятий, преобладать в структурах банковского дела, в сфере торговли, социального обслуживания.

Много надежд возлагается на решение проблем женской деятельности посредством включения их в число приоритетов правительственной экономической политики. Однако, многое зависит и от самих женщин. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, нужны мощные общественные силы, нестандартные формы занятости.

Самые большие надежды в нашей стране связаны с развитием малого предпринимательства и самозанятости, включая семейные предприятия. По данным Госкомстата РФ, уже сейчас среди совладельцев товариществ с ограниченной ответственностью 39% женщин, кооперативов - 23%, предпринимателей, использующих труд наемных работников - 17-19%, среди фермеров - до 1/5, доля женщин в индивидуально-трудовой деятельности - более трети. Согласно официальной статистики среди женщин, работающих по найму, 54% составляют служащие, 46% - рабочие и 7% - руководители. Женщины, занимающиеся бизнесом, независимо от их принадлежности к типам предпринимателей вполне сознают себя как представители новой социальной группы.

Предпринимательство является социальным институтом, где формируется такие ценные общечеловеческие качества, как ответственность, расчетливость, работоспособность.

Цель данной работы - помочь женщине использовать свой шанс.

Западный опыт свидетельствует, что решающую роль в развитии малого бизнеса играют именно женщины. Сама специфика малого бизнеса как нельзя более соответствует женскому складу ума и психологии.

В решении проблем женской занятости стоит две задачи: прежде всего это обеспечение повышения конкурентоспособности женской рабочей силы и адаптация к новым экономическим условиям.

В современных условиях выделяется четыре группы женщин:

-конкурентноспособные, высокой квалификации, которые сами могут о себе побеспокоиться, - они чаще всего в службу занятости не обращаются;

-имеющие детей. Им нужна психологическая и материальная помощь, им нужны профессиональная ориентация и переобучение;

-самые активные и предприимчивые, способные самостоятельно организовать дело и предоставить другим рабочее место. Им нужна только подготовка.

-те, кто могут существовать на иждивении мужа, - этой категории нужен просто статус в общественной деятельности или неполная занятость, то есть работа при гибком графике, которая тоже является источником занятости женщин.

Женщина сама должна выбирать: либо - при реальном обеспечении этого выбора - активно участвовать в процессе общественного производства, либо - в силу своих потребностей и склонностей - стать хранительницей семейного очага, вести домашнее хозяйство, воспитывать и обучать своих детей.

ЖЕНСКИЙ ТРУД И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Неподдельный интерес к российскому предпринимательству все чаще сопровождается серьезными попытками осмысления созидательной деятельности женщин. Еще в 1873 году Ф.М.Достоевский писал: "Женщина настойчивее, терпеливее в деле; она серьезнее, чем мужчина; хочет дела для самого дела, а не для того, чтоб отказаться. Уж не в самом ли деле нам отсюда ждать большой помощи ?".

Знакомство с историческим материалом убеждает нас в том, что главной целью женских инициатив было не получение прибыли ради обогащения, а поддержка женщин в их стремлении приобрести экономическую независимость.

Деятельность женщины это всегда самовыражение, осуществление своих идей, интересов, это инициатива. К.Ушинский говорил: "Свободный труд нужен человеку сам по себе, для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства".

Так что же такое предпринимательство, предприниматель ?

В Экономическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Эфрона под предприятием подразумевается "такое хозяйство, ведение которого рассчитано на извлечение дохода, путем сбыта продуктов, в форме продажи или обмена. Этим признаком предприятие отличается от натуральных форм хозяйства, в которых производство рассчитано непосредственно на удовлетворение потребностей членов хозяйства. В чистом виде натуральные формы хозяйства встречаются все реже и реже, так как хозяйства постепенно вовлекаются все более в систему обмена...".

В "Популярном словаре" (1991 г.) под редакцией Г.Я.Кипермана предпринимательство объясняется как "одно из действенных средств, которые помогают поддерживать стимулы к высокопроизводительному труду, хозяйскую мотивацию. Настоящий хозяин - всегда предприниматель, идет ли речь об отдельном граждане или трудовом коллективе. К предпринимательству относятся любые виды хозяйственной деятельности, если они не запрещены законодательными актами РФ и республик".

Большой Экономический Словарь (под общ. ред. А.Н.Азримяна) указывает, что "предприниматель - лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, изыскивает средства для организации предприятия и тем самым берет на себя предпринимательский риск. Предпринимательская инициатива - форма управления производством и сбытом, включающая выработку новых конкурентоспособных идей, как перманентный процесс, оперативное внедрение наиболее плодотворных идей и организацию системы мероприятий по максимально быстрому и эффективному сбыту новой продукции, полученной по новой технологии".

С.И.Ожегов в "Словаре русского языка" писал, что "предприниматель - капиталист, владелец предприятия, крупный деятель, предприимчивый и практичный человек".

В "Книге делового человека" под редакцией Т.А.Краюхина и Э.С.Минаева "научное предпринимательство - форма деятельности в сфере создания научно-технической продукции и представления услуг с целью получения возможно большей прибыли".

Главным действующим лицом или субъектом торгового предпринимательства на Руси всегда был купец. Само слово - "купец" - вошло в русский язык еще на первоначальном этапе отечественной истории. Этим словом называли всякого, кто занимался торговлей, продавал что-либо или, наоборот, что-либо покупал. В толковом словаре В.И.Даля слова "купец", "покупатель", "покупка", "купувать" (укр.), "куплять" (бел.) и многие другие - произошли от одного корня .

Обобщив приведенные понятия "предприниматель", можно в полной мере сказать, что предпринимательство - это умение человека обменивать одни виды товаров и услуг на другие или производить новые виды товаров и услуг, возникло на самой заре человеческой цивилизации. Это особый вид человеческой деятельности, сочетающий в себе частные и общественные интересы, направленные главным образом на преумножения общественного достояния.

Предприниматель - это человек, стремящийся к хозяйственной самостоятельности, реформированию производства, поиску новых источников сырья, рынка сбыта. Умеет увидеть и выделить в реальной жизни моменты действительности.

Предприниматель - это человек обладающий богатой интуицией, способный организовать людей и объединить различные ресурсы.

История предпринимательства не отделима от истории человечества. При любом политическом режиме, при любом строе, при любом политическом способе производства предпринимательство вынуждено было приспосабливаться к существующей экономической системе.

Уже в условиях первобытнообщинного строя, когда человек с выгодой для себя и своей общины обменивал какие-то мелкие вещи на другие, это было предпринимательство в чистом виде. Однако по праву первыми предпринимателями считаются кочевники-скотоводы. Именно они стали первыми посредниками в торговых операциях.

Первые упоминания о русских людях, на свой страх и риск занимавшихся торговыми операциями, относят к IX веку. Древние русичи, отправляясь в иноземные вояжи, преследовали двойную цель - поторговать и повоевать, что в большинстве случаев смотря по ситуации означало - пограбить.

В.О.Ключевский отмечал, что византийцы, вступая в торговые отношения с русскими купцами, предпочитали держать с ними ухо востро, так как зачастую "гости" с севера, отложив весы в сторону, доставали мечи и подвергали Царьград нещадному разграблению. И лишь после договора 907 года, заключенного Византией с князем Олегом, произошло некоторое упорядочение торговых отношений. Чтобы русские купцы, "входящие в град, не натворили пакостей", их, согласно договору, пропускали через специально отведенные городские ворота небольшими группами и без оружия, а жить им разрешалось только за пределами византийской столицы и только летом. В торговое межсезонье, зимой, "гости" должны были уезжать домой.

В Лаврентьевской летописи 945-969 годов рассказывается о товарообмене между Русью и Византией. Из Руси вывозили мед, рабов, меха. Из Византии на Русь шли вино, ткани, предметы роскоши. Купцы стали зачинателями последующих культурных достижений средневековой Руси.

Довольно высокий социальный статус русского купечества подтверждался статьями Русской Правды. Во многих русских городах довольно широкое распространение получило складничество, когда купцы совместно занимались реализацией определенного вида товара. После того как хлеб превратился в один из важнейших товаров внутреннего и внешнего рынков, основу экономики России стало составлять сельское хозяйство.

Складывающаяся специализация сельского хозяйства и мелкотоварного ремесленного производства дала широкий простор для развития рыночных связей. В это же время наметилось перерастание ремесла в мелкотоварное производство, что подготовило базу для появления мануфактур, крупных предприятий, основанных на разделении труда и ручной ремесленной технике.

Несмотря на фактическое бесправие женщин, несмотря на то, что взгляд на женщину в те века был как на существо зависимое и неравноправное с мужчиной, женщин все же выдвигали в качестве парламентеров и им поручали вести и выполнять дипломатические миссии.

Еще в XI веке Анна Всеволодовна - внучка Ярослава Мудрого, сестра Владимира Мономаха, дочь великого князя Всеволода, отличаясь своей просветительской деятельностью, оставила след в отечественной истории. В 1089 году она возглавила русское посольство в Византию.

Кроме этого, Анна Всеволодовна, основав в Киеве Андреевский монастырь, организовала при нем первую школу для девочек. В.Татищев писал, что Анна, "собравши младых девиц, неколико обучала писанию, тако же ремеслам, пению, швению и иным полезным им занятиям. Да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие...".

Далее...