Труд, образование, здоровье

Тончу Е. Женское предпринимательство в России // Как организовать свое дело. СПб, Общество "Знание" России, 1998. С. 1-32.
 
В начало документа
В конец документа

Тончу Е.

Женское предпринимательство в России


Продолжение. Перейти к предыдущей части текста

Мария Павловна Романова, дочь Великого князя Павла Александровича, обладала неукротимой энергией и интересом к жизни. После смерти отца и других родственников царской семьи, она открыла за границей ателье "Катмир". Через месяц изящные вышивки Великой княгини привлекли внимание Коко Шанель, которая сразу определила степень вкуса и мастерства русской рукодельницы. В Америке Мария Павловна несколько лет проработала консультантом в фирме модной одежды. Дополнительный доход приносили ей лекции, которые она читала, разъезжая по стране. Вскоре Мария Павловна приобрела новую страсть - фотографию, которая только начала входить в обиход, и внесла немалый вклад в развитие фотодела.

В середине XIX века вопросы о социальном положении женщины, ее неравноправного положения достигли необыкновенной остроты. М.Н.Вернадская на страницах "Экономического указателя" выступила с серией своих работ, посвященных положению женщин.

Мария Николаевна родилась в 1831 году, получила хорошее, разностороннее образование. Под влиянием своего мужа И.В.Вернадского, заинтересовалась политэкономией. Ее статьи, посвященные вопросам воспитания и женскому труду, пользовались большой популярностью.

М.Н.Вернадская последовательно развивала идеи предпринимательства. Она считала, что выход из создавшегося положения женщины для ее большей свободы это женский труд. Она горячо выступала за расширение сферы труда для женщин. Мария Николаевна писала: "Если женщину не берут в чиновники, то торговля, фабричное дело, сельское хозяйство, литература, наука, преподавание, медицина, художества, сцены, музыка, ремесла - доступны женщинам. Им необходимо готовиться, развивать свои способности..."

По ее мнению, труд женщины должен находится в соответствии с существующими экономическими условиями, предлагавшими свободу выбора каждому члену общества. Способности женщины должны развиваться естественным путем, вне искусственного ограничения круга их деятельности сферой домашнего хозяйства даже при отсутствии склонности к подобному роду занятий. В области общественного производства почетен любой добросовестный труд. Нет ничего удивительного в том, чтобы малообеспеченные женщины из привилегированных классов, не связанные семьей, без особых талантов и солидного образования, становились цветочницами, портнихами, кухарками или няньками. Женщины поступают "безрассудно", решаясь скорее на действительно безнравственный поступок вместо того, чтобы честным трудом зарабатывать себе пропитание и все потому, что презирают труд и стыдятся его, боясь обнаружить свою бедность.

В 1858 году М.Н.Вернадская обращалась к женщинам: "Пока труд будет в презрении, вы будете всегда в подчиненном состоянии". "Как часто случается нам слышать жалобы женщин на свою горькую участь. Мы рождены для страдания!... Мужчинам все прощается, нам же и малейшая ошибка вменяется в преступление; мужчины совершенны свободны, а мы - невольницы. Мы должны подчиняться всем условиям света, повиноваться капризам и деспотизму мужчин. Часто и очень, очень часто приходится нам переносить всякие обиды и унижения от них, и, если даже которая-нибудь из нас и не унижена и не угнетена мужчиной, то это только случай, потому что мужчина не хочет унижать; но право на это он имеет всегда! За что мы поставлены в такое ужасное положение? Разве мы глупее мужчин? Напротив, есть очень много глупых мужчин и очень много умных женщин, так, что доля ума одинакова и у мужчин, и у женщин".

Мария Николаевна Вернадская обратила внимание читателей, что крестьянка, трудящаяся женщина, пользуется и большей свободой, и большим уважением в своей среде потому, что она трудится. Из этого следует, что не с воспитания и образования женщины нужно начинать ее освобождение. Считая боязнь труда предрассудком, она писала: "Уничтожьте этот предрассудок, убедите женщин, что единственно в труде их независимость, и тогда они сами, без помощи дипломов, сумеют выучиться наукам, и искусствам, и ремеслам". По вопросу равенства полов Вернадская писала: "Мне кажется, что всякая исключительная система женского воспитания вредна для счастья женщин: их должны учить также, как и мальчиков. И первая мысль, которую должны внушить детям обоего пола, ...это мысль - труда и пользы!". Много вопросов, касающихся положения женщины, начало обсуждаться тогда в России. Писали о бесправии гувернанток, о правах прислуги, дискутировали по поводу отмены телесных наказаний для женщин. В печати раздавались голоса в защиту интересов детей, рожденных вне церковного брака, остро становился вопрос о "падших" женщинах, началось движение за возвращение этих отвергнутых обществом женщин к нормальной жизни.

В 60-е годы XIX века начался процесс замены феодально-крепостнических устоев новыми общественно-экономическими отношениями, который создал как экономическую, так и идейную основу для самоорганизации женщин. В России растет и ширится движение женского трудоустройства. Н.А.Белозерская писала: "Наиболее серьезные и развитые женщины все более и более приходили к убеждению, что без труда и заработка русская интеллигентная женщина останется все в том же заколдованном кругу, что и раньше". Новые экономические отношения способствовали включению женщин в профессиональную деятельность, стимулировали стремление к знаниям. В соответствии с законом лица женского пола допускались на службу в общественные и правительственные учреждения только по счетной и письменной части, в качестве наборщиц, конторщиц, переплетчиц. Кроме того, им разрешалось работать акушерками, аптекарями, телефонистками, врачами, продавцами в винных лавках, на воспитательном поприще.

Все больше женщин стремились к самостоятельному труду, высшему и профессиональному образованию, участию в общественной деятельности. П.К. Кропоткин писал в своих воспоминаниях: "Девушки сдавали экзамен на народных учительниц, фельдшериц, акушерок и сотнями шли в деревню, где беззаветно посвящали себя служению беднейшей части города".

Социально-экономические условия второй половины XIX века-начала XX века вынуждали женщин из рабочей и разночинской среды искать себе источники существования. Возможности служить на государственной службе у женщин того времени были крайне ограничены. В обществе за женщинами признавали право на труд только в домашней жизни.

Переворот в экономических условиях заставил женщину искать профессию, которая бы обеспечивала ее независимое существование, и для этого необходимы были знания и подготовка к труду. Она стала понимать, что для того, чтобы быть независимой нравственно, необходимо стать свободной экономически, овладеть профессией, трудиться. С 1859 года девушки начинают систематически работать в Публичной библиотеке.

Большинство женщин, нуждающихся в самостоятельном заработке, занималось работой на дому - шитьем, вязанием, вышиванием, получая за кропотливый и изнурительный труд гроши, на которые можно было с трудом сводить концы с концами. Девушки из дворянских семей, не знавшие до этого, что такое труд, брались за любую работу. Своим упорством и целеустремленностью женщины добивались признания за ними права на новые виды трудовой деятельности. Женщины поступали на работу в разные торговые заведения, а иногда и сами открывали магазины.

Однако проникновение женщин в торговлю осуждалось обществом, которое видело в этом чуть ли не подрыв нравственных устоев.

Писательница и переводчица А.Н.Энгельгардт - первая женщина-конторщица книжного магазина Н.А.Серно-Соловьевича, открытого в конце 1861 году в Петербурге на Невском. По этому поводу "Современник" писал: "Новость утешительнейшая из всех наших новостей и имеющая большое значение".

Современница А.Н.Энгельгардт Е.Жуковская оценивала ее работу как первую лепту, "положившую начало женскому общественному труду". В 1862 году вслед за А.Н.Энгельгардт Евгения Эдуардовна Толмачева тоже стала приказчицей в книжном магазине Н.А.Серно-Соловьевича в Петербурге.

Дочь профессора Казанского университета Эвермана, получив прекрасное для своего времени образование, она самостоятельно изучала многие науки. В 1861 году Толмачева выехала за границу. В Лондоне она посещала А.Герцена и Долгорукова.

Известная деятельница женского движения Х.Д.Алчевская широко была известна как хозяйка артельной швейной мастерской. В Киеве она открыла магазин по торговле чаем.

Книжный магазин Серно-Соловьевича стал своеобразным центром для передовых женщин, занятых проблемами трудоустройства. Особо тесную связь магазин поддерживал с Харьковским книжным магазином Елены Степановны Баллиной. Издаваемые ей книги научного содержания, пользовались большим спросом у покупателей. Когда в июне 1862 года Е.Баллина открывала книжный магазин, то в своем объявлении она писала: "Мы надеемся, что... наша деятельность будет иметь заметное влияние на развитие народного образования в нашем крае". Ее книжный магазин существовал вплоть до 1866 года. Однако по распоряжению правительства он был закрыт и переименован в музыкальную лавку. В Киеве и в Херсоне сохранились филиалы магазина. Баллина своим примером в книгоиздательстве указала дорогу для многих женщин. Опыт Е.Баллиной и идея Серно-Соловьевича, заложенные в книготорговле, были подхвачены "Издательской артелью" Н.В.Стасовой и М.В.Трубниковой.

Мария Васильевна Трубникова родилась в 6 января 1835 года в Петровском заводе в семье известного декабриста Василия Петровича Ивашева и Камиллы Ле Дантю. С детства Мария отличалась выдающимся умом и способностями.

Она вместе с другими участницами женского движения работала в воскресных школах. В школе при 2-ой мужской гимназии в Петербурге она вместе с сестрой В.В.Ивашевой, М.А.Менжинская-Шакеевой и другими образовала учительский кружок.

Летом в 1859 года по инициативе женского кружка М.В.Трубниковой, в который входили Н.В.Стасова, А.П.Философова, Н.А.Белозерская, В.Н.Тарновская, А.Н.Энгельгардт и другие молодые женщины, было создано Общество дешевых квартир для малоимущих жителей Санкт-Петербурга. При Обществе были созданы различные мастерские, общая кухня, детский сад. Через год в общине было уже 300 членов.

По инициативе кружка было образовано Товарищество для создания книг, названного "Артелью переводчиц", которое занималось изданием переводных и оригинальных книг, учебных и детских и должно было способствовать умственному развитию детей и распространению знаний по истории и естественным наукам.

В 1863 году в Санкт-Петербурге открылась первая и единственная в России Женская издательская артель под именем "Трубникова и Стасова", которое просуществовало целое десятилетие. Целью артели было издание детской литературы, создание женских рабочих мест и удовлетворение потребности в заработке. Когда образовался по инициативе М.В.Трубниковой "Кружок женского труда", в него могли вступать все желающие работать - переводами, литературным трудом. Для выяснения всех вопросов собирались у М.В.Трубниковой. Устав этого кружка не был разрешен, однако кружок существовал под именем "Кружка переводчиц".

Надежда Васильевна Стасова вспоминала: "Почему создавались артели? Потому что все всеобщие начинания русских людей того времени считали ее самой справедливой, настоящей, естественной и простой".

За период с 1859-1917 годы трудовая деятельность женских обществ прошла интенсивный путь развития, от небольших артелей до крупных коммерческих структур. Принцип самопомощи в широком смысле слова передавался от поколения к поколению деятельниц различных типов женских организаций. Уже в названиях обществ: дом трудолюбия, общества поощрения женского художественно-ремесленного труда, взаимопомощи служащих женщин, женщин-врачей, доставления средств высшим женским курсам, поощрения женского профессионального образования и других - просматривается направленность на поддержку самопомощи и саморазвития трудящихся женщин.

В 1865 году в переплетной мастерской В.А.Иностранцевой работало 54 женщины, которые переводили и иллюстрировали книги, набирали и переплетали их. Бумагу для производственных нужд жертвовали жены фабрикантов.

В 1869 году был организован Дом трудолюбия для образованных женщин, членами которого являлись 227 нуждающихся женщин и девушек. Дом располагал помещением из 8 комнат, где женщины не только пользовались жильем, но и занимались перепиской бумаг, переводами, рукоделием, шитьем.

После I съезда естествоиспытателей в 1867 году к Марии Васильевне Трубниковой с вопросом о высшем женском образовании обратилась Е.И.Конради. Вследствие чего в 1868 году по инициативе кружка было собрано 400 женских подписей под обращением к министру Народного Просвещения Д.А.Толстому о разрешении женщинам слушать университетские лекции. М.Трубниковой удалось склонить на свою сторону ряд выдающихся профессоров Петербургского университета - Д.И.Менделеева, Бекетова, Герда для поддержки женских начинаний в организации чтения курса публичных лекций, которые стали зародышем Бестужевских женских курсов.

Демократические убеждения Трубниковой определили характер деятельности "Издательской артели". Из числа женщин, входящих в кружок Трубниковой, сложилось ядро деятельниц, сыгравших выдающуюся роль в организации женского движения, женского трудоустройства и образования в России.

В 1871 году Ю.Ф.Гамбургер, А.П.Филосовой и Н.В.Стасовой удалось отвоевать на торгах в военном министерстве огромный подряд на 100 тысяч штук военной амуниции. При этом Ю.Ф. Гамбургер внесла в залог собственные акции. Заказ был выполнен за три года и позволил обеспечить работой 500 женщин.

Мария Васильевна Трубникова была душой и вдохновительницей всех женских начинаний в России. Их называли триумвиратом - Марию Трубникову, Надежду Стасову и Анну Философову.

Ариадна Тыркова так описала их: "Члены триумвирата служили отличным дополнением друг к другу. План и воля исходили от Трубниковой. На долю Стасовой выпало исполнение, упорство в проведении дела. Философова воплощала в себе душевность и этику. Ее участие, ее стремительная отзывчивость вносили в их кружок своеобразную окраску женственности. Когда смотришь на их портреты, Стасова кажется монахиней, оставшейся в миру; от правильного строгого лица Трубниковой веет напряженностью отвлеченного мышления, и только очаровательное женское личико Философовой светится непосредственной, радостью жизни".

Анна Павловна Философова родилась 5 августа 1837 года в Петербурге в богатой дворянской семье Дягилевых. Получила прекрасное домашнее образование. В конце 50-х годов примкнула к кружку Трубниковой и горячо проникнулась его гуманными идеями. Она хлопотала об устройстве и поддержании "Общества дешевых квартир" для трудящихся женщин.

Анна Павловна обладала большими организаторскими способностями, умела получить разрешение, достать средства, пригласить деятельниц. Венцом общественной деятельности и неустанных трудов Анны Павловны считается учреждение Высших женских Медицинских курсов в 1872 году.

По инициативе А.П.Философовой в 1898 году было основано первое общежитие для одиннадцати работающих одиннадцати женщин, а в 1899 году открыто общежитие, для образованных женщин временно попавших в тяжкое положение и где можно было за минимальную плату жить и питаться.

В 1899 году при обществе образовался кружок "На помощь пострадавшим от наводнения" в 1904 году - кружок "На помощь жертвам войны".

С 1859 года Анна Павловна возглавляла ряд благотворительных обществ. Участвовала в международном женском движении, с 1899 года была вице-президентом Международного совета женщин. Во время революции 1905-1907 годов примыкала к кадетам, выступала против участия женщин в революционном движении.

Чтобы навсегда связать с обществом "Женского благотворительного общества" имя Надежды Васильевны Стасовой, Анна Павловна Философова на свои средства устроила библиотеку имени Н.В.Стасовой. Заведующей которой она оставалась почти до самой смерти.

Крупнейшая заслуга Надежды Васильевны Стасовой - участие в создании в 1878 году Высших женских курсов (Бестужевских). На протяжении многих лет Надежда Васильевна безвозмездно вела эти курсы в качестве директрисы-распорядительницы.

Разнообразна была деятельность женщин тех лет. Они открывали детские сады и литографии, организовывали благотворительные общества для сбора средств в помощь бедным женщинам и детям-сиротам или для отправки в учебные заведения дочерей несостоятельных родителей. Женщины принимали участие во всех благотворительных мероприятиях, проводимых с общественной целью.

В.И.Печаткина в январе 1864 года образовала в Петербурге переплетную мастерскую. В начале 60-х годов она вместе с Н.Сусловой, М.Богдановой, Н.Корсини посещала лекции в университете и Медико-Хирургической Академии, активно участвовала в воскресных школах. В мастерской Печаткиной работало около 20 женщин.

В 1866 году, испытывая материальные трудности переплетная прекратила свое существование. Мастерская Печаткиной разорилась.

Члены ишутинского кружка в швейной мастерской сестер Ивановых в Москве также столкнулись с большими материальными затруднениями. Сестры Ивановы - Александра и Екатерина - стали руководителями швейной, а Л.Колачевская, А.Засулич-Успенская, М.Маткова - ее членами. К ним присоединились А.П.Шабанова, О.С.Левашова, ее сестра М.С.Зиновьева, М.К.Крылова. Этой организации предшествовала коммуна, в которой жили три сестры Засулич, Л.Колачевская, М.А.Маткова.

Швейная Крыловых была основана с тем расчетом, чтобы дать возможность женщинам заработать "честный кусок хлеба".

Движение за коренное изменение положения женщин в России, начатое в 60-е годы "Современником" и "Русским словом", в 70-е годы продолжили журналы "Женский вестник", "Дело" и "Отечественные записки".

В 1867 году начал издаваться журнал "Женский вестник", который издавала М.И.Мессарош. Официальным редактором "Женского вестника" считался ее муж.

В "женском вестнике" сотрудничал П.Ткачев, поместивший в журнале статью "Влияние экономического прогресса на положение женщин в семье", переводчицей которой была Е.И.Конради - видная деятельница женского движения 60-х годов.

В 1869 году журнал был закрыт и активные сотрудники перешли в журнал "Дело", который возглавил борьбу за равноправие женщин в труде, за свободный выбор ими профессию. Впервые в истории русской публицистики журнал подверг критике жесточайшую дискриминацию женского труда.

В движении женщин за труд особое место принадлежало артелям и коммунам, которые начали создаваться в России после выхода в свет романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?". Женщин увлекла идея разрешения вопроса о труде. Под влиянием романа женщины начали создавать артели переплетчиц, типографщиц, переводчиц, издательские артели.

Организаторами коммун были женщины различных убеждений. В коммунах не было эксплуатации труда, женщины не только обеспечивались работой, но и получали справедливую оплату за свой труд. В некоторых женских артелях 60-х годов велась работа по политическому воспитанию участниц ассоциаций. Зачастую в артелях немало женщин уходило в революционное подполье.

Первым кружком, давшим начало коммуне, явился кружок В.А.Слепцова. В августе 1863 года в Петербурге из членов слепцовского кружка образовалась коммуна. В ее члены вошли сотрудники "Современника" - В.А.Бессонов, А.Ф.Головачев, В.Н.Языков, студент Московского университета и сотрудник "Русского слова" В.Зайцев. Из женщин - А.Макулова, Е.Маркелова, Е.Коптева, Е.Ценина.

Коммуна поддерживала связь с кружком Н.Сусловой через жену Бессонову-Языкову, которая вместе с А.Комаровой и Н.Сусловой посещала лекции в Медико-Хирургической Академии. Коммуна была тесно связана с переплетной В.Печаткиной.

Известна коммуна в Петербурге, где распорядительницей была А.Княжнина. В коммуне существовал "летучий" университет, где читались общеобразовательные лекции.

Положение женщины в обществе, ее права во многом определялись ее ролью в производстве. Общество не готово было осознать равноправность женщины перед лицом народного хозяйства.

Школа плетения кружев, гончарного, керамического и других ремесел приобщили к труду тысячи безработных женщин. В 90-е годы XIX века пришла мировая слава к пуховязальщицам из Оренбурга, чьи изделия привели в восторг публику на выставки в Чикаго. В 1908 году уже 12 тысяч русских женщин изготовили 357880 знаменитых и сегодня оренбургских пуховых платков. Однако труд этот был изнурительным и очень низко оплачивался. "Чистка платков принадлежит к наиболее тяжелой работе в производстве пуховых платков, - вспоминала современница. - От испарения жира, находящегося в пухе, при мытье в горячей воде воздух пропитывался ужасно тяжелым запахом, бедные мастерицы, вдыхая этот воздух, болеют".

Женщины-ремесленницы оказались очень неблагоприятном положении. Их конкуренция с мужчинами-ремесленниками, отсутствие элементарных прав давало возможность администрации ремесленных предприятий довести женский заработок до минимума. В типографиях женщины-наборщицы работали за значительно меньшую плату, чем платили наборщикам-мужчинам, а по ночам и вообще бесплатно.

С 1865 года женщинам разрешено было работать телеграфистками, а на станции Нижегородской железной дороги появилась женщина-кассир. В связи с этим журнал "Воскресный досуг" писал: "В добрый час, а мужские руки пускай поищут другой работы, потруднее". Женщины начали заниматься преподавательской работой в женских гимназиях и институтах.

Е.Н.Водорезова вспоминала: "Среди женщин началась бешенная погоня за заработком: искали уроков, поступали на службу на телеграф, наборщицами типографий, в переплетные мастерские, делались продавщицами в книжных и других магазинах, переводчицами, чтицами, акушерками, фельдшерицами, переписчицами, стенографистками".

Политика государства тех лет по ограничению применения женского труда противоречила самой природе русской женской натуре, которая всегда видела смысл жизни в служении людям. Женщины старались работать везде, где только могли быть полезны народу. Большинство лидеров российского женского движения, несмотря на прочное материальное положение, предпочитали зарабатывать на жизнь собственным трудом.

Женщины, окончившие гимназию Министерства просвещения, получали право на звание домашней учительницы. Учащиеся Высших женских училищ готовились только к преподаванию в женских училищах, и то не во всех классах. Кроме того комиссия Министерства народного просвещения признала желательным учреждение возможно большого числа элементарных женских училищ по плану городских училищ министерства, также ремесленных, технических и коммерческих женских школ или отделений при городских женских училищах "для возвышения производительности и полезности женского труда". Слушательницы женских курсов не допускались к преподаванию.

Под давлением общественного мнения Совет министров под председательством Александра II, обсудив вопрос о службе женщин, было принято постановление от 14 января 1871 года "О допущении женщин на службу в общественные и правительственные учреждения". В пункте третьем этого документа было указано: "Поощрять женщин на поприще воспитательном, где они уже ныне занимают должности учительниц в начальных школах и низших классах женских гимназий", а также на врачебном поприще, улучшив акушерские и фельдшерские курсы, на службе по телеграфному ведомству, счетоводной части в ведомстве императрицы Марии, Но это же самое постановление воспрещало "прием женщин, даже по найму, на канцелярские и другие должности во всех правительственных и общественных учреждениях". Последний пункт был принят в связи с усиливающейся нуждой в медицинских кадрах.

Постановление 1871 года в несколько дополнительном виде вошло во второй том Свода законов Российской империи, в статью 156. В дальнейшем первоначальные пункты статьи постепенно дополнялись, было проведено разрешение каждому министру устанавливать по своему усмотрению права службы женщин во вверенном ему министерстве. таким путем женщины проникли в почтовые учреждения, в суды, на железные дороги, затем в таможни, статистические комитеты, другие учреждения министерств Внутренних дел и Земледелия. В 80-90-е годы - министерства финансов, морские, императорского двора, Торговли и Промышленности; в канцелярию Сената, Государственного Совета и т.п.

В 1909 году в связи с запросом Министра Внутренних дел большинство губернаторов дали ответ о нежелательности открыть широкий доступ женщинам в местные учреждения министерства, выразив сомнение в их способности "хранить служебную тайну и нести столь напряженную службу, какая там существует". Единственной работой, подходящей для женщин, по их мнению была переписка.

Наиболее прочными позиции женщин-служащих были в почтово-телеграфном ведомстве Министерства внутренних дел. На основании правил, Высочайше утвержденных 17 мая 1904 года, они могли быть приняты на государственную службу, пользоваться всеми правами и привилегиями, - повышаться во все служебные разряды, назначаться начальницами почтовых и почтово-телеграфных отделений.

К 1907 году почтово-телеграфном ведомстве насчитывалось 44300 женщин. Однако, новая инструкция от 9 января 1909 года ограничивала женский труд. Согласно новой инструкции на службу в ведомство принимались только незамужние женщины от 18 до 30 лет включительно. Женщины в возрасте свыше 30 лет могли быть приняты в виде исключения с особого разрешения начальника почты и телеграфа. Служащим женщинам разрешалось оставаться на службе по выходе замуж исключительно в том случае, если муж был чиновником в том же учреждении.

На железных дорогах к 1909 году число работавших женщин достигло 30 тысячи человек. В 1909 году появился циркуляр предписывавший соблюдение процентной нормы в отношении приема женщин на службу в его ведомство. В 1908 году 21105 женщин из 30 тысяч были заняты охраной путей, где их заработок составлял менее 1/4 заработка мужчин, состоявших в той же должности. Служащие женщины имели в большинстве среднее и высшее образование, в то время как мужчины, исполнявшие подобные обязанности, имели гораздо низкую подготовку. Особенно неблагоприятно отражалось существование ст.156 на положении трудящихся женщин в провинции.

Далее...